Физкультурно-спортивная направленность
Дополнительная общеразвивающая программа "Спортивное ориентирование" на 2019-2020уч.год.
Дополнительная общеразвивающая программа "Спортивное ориентирование" на 2020-2021уч.год.
Дополнительная общеразвивающая программа "Спортивное ориентирование"на 2021-2022уч.год
Дополнительная общеразвивающая программа "Спортивное ориентирование" на 2022-2023уч.год.
Дополнительная общеразвивающая программа "Спортивное ориентирование" на 2023-2024 уч.год
Дополнительная общеразвивающая программа "Основы спортивного ориентирования" на 2023-2024 уч.год
Аннотация к программе «Спортивное ориентирование»
Спортивное ориентирование – вид спорта, в котором участники самостоятельно, при помощи карты и компаса, должны пройти заданное количество контрольных пунктов (КП), расположенных на местности. Способность выбрать лучший маршрут и умение быстро и точно его преодолеть – смысл этого вида спорта.
Как вид спорта, оно подходит для детей разных возрастов, способностей и интересов. Ориентирование формирует исследовательские способности, умение самостоятельно решать проблемы, увлекает азартным бегом. Занятия ориентированием содействуют умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу. Умение ориентироваться – это навык, который необходим и туристу, и охотнику, и геологу, и будущему воину. При занятиях ориентированием вырабатываются такие необходимые человеку качества, как самостоятельность, решительность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, умение владеть собой, быстрая реакция, эффективное мышление в условиях больших физических нагрузок.
Программа составлена на основе образовательной программы для учреждений дополнительного образования по спортивному ориентированию (авторы: О.Л.Глаголева, А.Д.Иванов «Спортивное ориентирование», Москва, Советский спорт, 2005г.) с использованием следующих источников: Колесникова Л.В. «Спортивное ориентирование. Рабочая тетрадь», Москва, 2002г.; Алешин В.М. «Карта в спортивном ориентировании», Москва, ФиС, 1983г.; Куприн А.М. «Умей ориентироваться на местности», изд-во ДОСААФ, Москва, 1972г.
Возраст занимающихся - 16-18 лет. (9-11 классы), пятый год обучения. Программа предусматривает проведение теоретических (в форме бесед и лекций) и практических занятий (в классе и на местности), а также общефизическую подготовку и участие в спортивных соревнованиях.
Главной целью программы является формирование здоровой, всесторонне образованной и развитой личности средствами спортивного ориентирования, туризма и краеведения.
В соответствии с главной целью перед учебной группой четвертого года обучения ставятся следующие задачи:
- укрепление здоровья, воспитание физической культуры в единстве с интеллектуальным и духовным развитием;
- закрепление и совершенствование технических и тактических приемов ориентирования, полученных в предыдущие годы обучения,
- совершенствование индивидуальной системы ориентирования,
- овладение основными туристско-спортивными (туристско-бытовыми, походными и прикладными) умениями, навыками и знаниями,
- воспитание патриотизма посредством занятия краеведением,
- развитие морально-волевых качеств, создание условий каждому ребенку для укрепления самоуважения и социальной значимости, уверенности в себе.
- приобретение и накопление соревновательного опыта.
Учебно-тренировочный процесс рассчитан программой на 36 учебных недель в течение учебного года с общим объемом нагрузки 216 часов, по 6 часов в неделю. В спортивном ориентировании доминирующее место занимают длительные и непрерывно выполняемые упражнения, которые способствуют развитию выносливости. На четвертом году занятий отрабатывается техника и тактика ориентирования в усложненных условиях, приобретаются новые знания о природе, истории родного края.
Минимальный состав группы 5-го года обучения – 10 человек.
Знания и умения, полученные на занятиях, совершенствуются на соревнованиях по СО и СТ, в учебно-тренировочных лагерях и походах.