Дополнительная общеразвивающая программа "Рукотворный мир" на 2019-2020уч.г.
Дополнительная общеразвивающая программа "Рукотворный мир" на 2020-2021уч.год.
Дополнительная общеразвивающая программа "Рукотворный мир" на 2021-2022уч.год
Дополнительная общеразвивающая рограмма "Рукотворный мир" на 2023-2024 уч.год.
Аннотация к программе "Рукотворный мир"
Направленность - программа направленна не столько на обучение детей сложным способам конструирования, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Программа открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.
Новизна
Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность разных видов конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке детского конструирования открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
Цель
Целью программы детского конструирования является способствовать развитию познавательной активности детей дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности. Создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений. Познакомить детей с разными видами конструирования, интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами конструирования.
Задачи
-
Создать условия для развития конструктивной деятельности детей, а также поэтапного освоения детьми различных видов конструирования по возрастным группам.
-
Развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
-
Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
-
Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением.
-
Создать условия для самостоятельной и совместной конструктивной деятельности детей и взрослых.
Отличительные особенности
Программа детского конструирования больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.
На занятиях сформирована структура деятельности, создающая условия для развития конструкторских способностей воспитанников. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Любимые детские занятия «рисовать» и «конструировать» выстраиваются под руководством воспитателя в определенную систему упражнений, которые в соответствии с возрастом носят, с одной стороны, игровой характер, с другой – обучающий и развивающий. Совместная деятельность педагога и детей направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом.
Сроки реализации
Представленная программа детского конструирования разработана в соответствии с ФГОС и реализует интеграцию образовательных областей. Программа рассчитана на 3 года обучения .
Формы и режим занятий
В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.
Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышления
Цель первой части – развитие элементов логического мышления.
Основными задачами являются:
-
Совершенствование навыков классификации.
-
Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.
-
Активизация памяти и внимания.
-
Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
-
Развитие комбинаторных способностей.
-
Закрепление навыков ориентирования в пространстве.
Вторая часть – собственно конструирование.
Цель второй части – развитие способностей к наглядному моделированию.
Основные задачи:
-
Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, устанавливать связь между их назначением и строением.
-
Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
-
Стимулирование конструктивного воображения при создании конструкции по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.
-
Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструирования.
-
Развитие речи и коммуникативных способностей.
Третья часть – обыгрывание конструкций, выставка работ.
Ожидаемый результат реализации программы
-
Появится интерес к самостоятельному изготовлению различных видов конструкций, умение применять полученные знания при проектировании и сборке, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.
-
Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
-
Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
-
Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Форма представления результатов
-
Открытые занятия для педагогов ДОУ и родителей;
-
Выставки;
-
Конкурсы, соревнования, фестивали.