Дополнительная общеразвивающая программа "Школа безопасности" на 2019-2020уч.г.
Дополнительная общеобразовательная программа "Школа безопасности" на 2020-2021 уч.год.
Дополнительная общеразвивающая программа "Школа безопасности"на 2021-2022уч.год
Дополнительная общеразвивающая программа "Школа безопасности" на 2022-2023уч.год.
Дополнительная общеобразовательная программа "Школа безопасности" на 2023-2024 уч.год
Аннотация к программе "Школа безопасности"
В ходе реализации содержания программы, обучающиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.
Программой предусмотрены обязательные практические занятия:
-
работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
-
изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).
Программа курса «Школа безопасности» для 1-4 годов обучения построена с учётом уровня подготовки и общего развития, обучающихся и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребёнок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.
Главными задачами обучения по данной программе являются развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.
Особенности организации учебного процесса
Основной формой организации учебного процесса является внеурочная система обучения. В ходе учебного процесса используются как традиционные формы занятий (объяснения нового материала, обобщения и систематизации, контроля), так и особенно актуальные для младшего школьника следующие способы передачи своего отношения к полученной информации: движение (активное практическое действие, игра как реализация полученных знаний, рисунок) и слово (беседа, рассказ).
При организации внеурочных занятий применяется деятельностный подход, который предполагает активное участие ребенка в образовательном процессе, за умениями, навыками, развитием и воспитанием обучающегося всегда стоит действие. Необходимо научить ребенка мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому способствуют активные формы и методы обучения, к которым относятся: игра, проблемная ситуация, обучение через деятельность, групповая и парная работа.
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности предмета «Основы безопасной жизнедеятельности»:
- формирование доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- формирование потребности в соблюдении здорового образа жизни;
- формирование навыков культуры поведения на дорогах, в транспорте, общественных местах, безопасного поведения в природе, нравственного выбора и ответственности человека в отношении к самому себе и окружающим людям;
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты.
Межпредметные связи: «Окружающий мир»: описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Принципы и методы обучения
Учитывая неравномерность психического и физического развития детей 8-12-летнего возраста, образовательный процесс по основам безопасности дорожного движения должен быть построен, на основе дидактических закономерностей: от простого к сложному; от непонимания к пониманию; от частного к общему; от конкретного к абстрактному; от абстрактного к конкретному.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты:
-
готовность и способность к саморазвитию и самообучению, достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
-
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками;
-
формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Метапредметные результаты:
Познавательные навыки:
-
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
-
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи;
-
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
Регулятивные навыки:
-
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
-
освоение способа решения проблем творческого и поискового характера;
-
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;
-
определять наиболее эффективные способы достижения результата; умение принимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.
Коммуникативные навыки:
-
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию;
-
задавать вопросы;
-
контролировать действия партнера;
-
использовать речь для регуляции своего действия..
В результате изучения программы "Школа безопасности"
Учащийся сможет
-
соблюдать меры предосторожности при движении по льду водоемов;
-
выполнять правила поведения на пляже, правила купания в оборудованных и необорудованных местах;
-
соблюдать правила безопасного поведения в лесу, в поле;
-
правильно вести себя во время дождя, грозы, снегопада;
-
выявлять ядовитые растения, грибы, ягоды, пользоваться правилами поведения при встрече с опасными животными и насекомыми;
-
оказывать первую медицинскую помощь при травмах, порезах, ссадинах, царапинах и отравлениях;
-
распознавать чрезвычайные ситуации природного происхождения;
-
действовать по сигналу «Внимание всем!»
получит возможность научиться:
-
переходить дорогу, перекресток; различать сигналы светофора и регулировщика, сигналы, подаваемые водителями транспортных средств;
-
оценивать скорость движения городского транспорта, состояние дороги и тормозной путь;
-
правильно садиться в общественный транспорт и выходить из него;
-
двигаться: по загородной дороге, в том числе группой;
-
правильно вести себя при возникновении пожара в общественных местах или в общественном транспорте;
-
разговаривать с незнакомыми людьми при звонке в дверь или по телефону;
-
соблюдать меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии, электрическими, газовыми приборами и печным отоплением;
-
оказывать первую помощь при отравлении угарным газом;
-
осознавать ценность здорового образа жизни и необходимость нести ответственность за его сохранение, соблюдать правила безопасного поведения в быту.