Дополнительная общеразвивающая программа "Туристское многоборье" на 2019-2020
В 2020-2021 учебном году программа "Туристское многоборье" не реализуется.
В 2021-2022 уч.году программа "Туристское многоборье" не реализуется
В 2022-2023 уч.году программа "Туристское многоборье" не реализуется
Аннотация к программе "Туристское многоборье "
Туризм - многофункциональное средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления уч-ся, активное участие в общественно-полезной деятельности, привития самостоятельности, трудовых и прикладных навыков.
Туризм - один из наиболее популярных видов активного познания отдыха и является неотъемлемой частью жизни человека. Туризм и краеведение, как массовое движение уч-ся охватывает широкую область знаний, где можно выделить три основных направления:
Первое: Оздоровительное - туризм направлен на физическое развитие и совершенствование человека, улучшение и восстановление его здоровья.
Второе: Прикладное - познание в самых различных областях человеческой деятельности и природы.
Третье: Спортивное - это спортивные достижения, цель которых максимальное развитие человеческих возможностей в преодолении разнообразных трудностей и природных препятствий в прохождении максимально сложных походов, соревнований различных уровней в любом виде туризма.
Программа «Туристское многоборье» разработана с использованием типовой программы Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения, учебников и пособий В.Н. Куликова «Туризм», Кодыш Э.Н. «Соревнования туристов», Тыкул В.И. «Спортивное ориентирование», Ганопольский В.И. «Туризм и спортивное ориентирование», Константинов Ю.С. «Туристские соревнования учащихся» Шамов А.П. «Техника вязки узлов и применение их в туризме», «Правила соревнований по ТМ -ТССР».
Работа руководителя объединения строится в соответствии с законом «Об образовании», «Декларацией прав ребенка, основных положений», инструкцией по организации и проведению походов, экспедиций и экскурсий с учащимися, воспитанниками и студентами РФ. Приказ № 293 от 13.07.92 г., положением о маршрутно-квалификационной комиссии образовательного учреждения (МКК ОУ) Мин. Образования России пр. № 223 от 28.04.1995 г.
Цель обучения: воспитание гармонически развитой личности через туристско-краеведческую деятельность
Структура программы:
- образовательный минимум по туристско-краеведческой деятельности 2 года обучения;
- тематическое планирование;
- требования к уровню спортивно-туристской подготовленности к обучающимся;
- практические требования и умения к обучающимся.
Основные задачи группы 2 года обучения:
- систематические занятия туристским многоборьем;
- совершенствование функциональной подготовленности спортсменов;
- знание основ медицинских знаний;
- рост технической подготовленности и тактического мышления;
- развитие интеллектуальных возможностей;
- знание правил по технике пешеходного туризма.
Программа рассчитана на 40 учебных недель, общий объем 240 часов в год, по 6 часов в неделю. Возраст учащихся 10-14 лет. Минимальный состав группы – 12 человек.
Теоретические и практические занятия проводятся с привлечением наглядных материалов, используется технология коллективного творческого воспитания и технология игрового обучения. Задача преподавателя - воспитать у учащихся умение и навык самостоятельного принятия решения, неукоснительного выполнения требований «Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации», «Правил организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской Федерации».
Знания и умения, полученные на занятиях, совершенствуются на соревнованиях, учебно-тренировочных выездах, походах.
Требования к уровню подготовки по программе «Туристское многоборье»
II год обучения (базовый уровень).
Учащийся должен знать:
- историю, быт, традиции Донского края;
- ориентирование на местности;
- оказание первой медицинской помощи при ожогах, вывихах, утоплении и т.п.;
- организовать быт в полевых условиях;
- технические особенности дистанций по ТМ 1-2 класса сложности.
Уметь:
- работать с компасом и картой на местности;
- выбирать место бивака, лагеря;
- изготовить транспортные средства для пострадавшего;
- организовать личную и командную страховку на дистанциях 1-2 классов сложности.
- работать на различных тренажерах данных дистанций.
Использовать, применять знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- оказания первой медицинской помощи в быту и на занятиях;
- помощь в проведении спортивно-массовых мероприятий;
- готовить пищу в домашних условиях.
Требования к уровню подготовки обучающихся 2-го года обучения по программе "Туристское многоборье"
По темам:
основы туристско-спортивной подготовки
- знать виды спортивного туризма и их краткую характеристику;
- знать разрядные нормативы по спортивному туризму;
Топография и ориентирование на местности
- знать виды ориентирования и их отличия;
- знать условные знаки топографических и спортивных карт; уметь работать с компасом, определять азимут, направление движения, правильно
отмечать КП.
Организация туристского быта в полевых условиях
- знать правила выбора бивака;
- знать типы костров и их назначения;
- знать групповое и личное снаряжение для походов, соревнований и требования к нему;
- знать обязанности дежурного, завхоза;
- правильно выбрать место и поставить палатку;
- организовать место для забора воды;
- уметь правильно пользоваться и ухаживать за личным снаряжением;
- выполнять обязанности дежурного, уметь приготовить пищу на костре.
Краеведение
-знать основные сведения о климате, растительном и животном мире родного края, транспортные магистрали;
- основные сведения по истории, культуре своего населенного пункта и своего края (области);
- знать основные понятия по охране окружающей среды;
- уметь утилизировать бытовой мусор, пищевые отходы в походе на соревнованиях.
Гигиеническая и первая доврачебная помощь
- знать гигиенические требования при занятиях туризмом: гигиена тела, одежды и обуви;
- сущность закаливания и систематических занятий спортом;
- знать состав личной аптечки;
- правила оказания первой доврачебной помощи при тепловом и солнечном ударе, ожогах, оказание помощи утопающему, обмороженному.
- знать определение способа транспортировки пострадавшего;
- уметь ухаживать за телом , одеждой и обувью;
- уметь самостоятельно выполнять комплекс утренней зарядки;
- уметь оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, вывихах, ожогах, тепловых ударах;
- уметь изготовить транспортные средства и транспортировать пострадавшего.
Обеспечение безопасности
- знать ТБ на занятиях, соревнованиях, выездах, походах;
- знать правила дорожного движения, правила поведения в общественных местах;
- уметь использовать самостраховку при преодолении естественных препятствий.
Туристское многоборье
- знать узлы, применяемые в туризме. Их значение, свойства.
- знать способы маркировки и транспортировки веревки в походе, на соревнованиях,
- уметь вязать узлы и применять их по назначению
- знать основные понятия по ТМ: дистанция, технический этап, время работы на этапе, контрольное время. Характеристику и параметры препятствий, штрафные санкции
судей и типичные ошибки;
- уметь проходить личную и командную дистанции 1 класса и командную дистанцию 2
класса с элементами 3 класса;
- уметь организовать личную и командную страховку на дистанциях 1,2 класса.
Спортивные походы
- знать разрядные требования по спортивным походам, виды спортивных походов,
права и обязанности участников походов;
- уметь соблюдать правила и режим движения в походе;
- уметь преодолеть несложные естественные препятствия, принимать участие в составлении отчета о походе.
Общая и специальная физическая подготовка
- знать значение регулярной общей и специальной физической подготовки в
укреплении здоровья и развитии различных групп мышц;
- выполнять принятые в школьной программе нормативы по физической подготовке с
превышением на 10-15 %;
- знать основные понятия и приемы скалолазания;
- уметь осуществлять лазания по вертикальной стенке высотой до 10м.
Туристские слеты и соревнования
- знать правила соревнований по ТМ и СО и требования к участникам и судьям на этапах дистанций;
- принимать участие в соревнованиях городского и областного уровня.
Зачетные мероприятия.
Для перевода на 3-й год обучения воспитанник обязан принять участие в соревнованиях областного уровня на дистанции 1-го, 2-го класса или пройти пешеходный, водный поход 1-3-й степени сложности.