Социально-педагогическая направленность
Дополнительная общеразвивающая программа "Юные судьи туристских соревнований" на 2019-2020уч.год
В 2020-2021 учебном году программа "Юные судьи туристских соревнований" не реализуется.
Дополнительная общеразвивающая программа "Юные судьи туристких соревнований" на 2021-2022уч.год
В 2022-2023 учебном году программа "Юные судьи туристских соревнований" не реализуется.
Аннотация к программе "Юные судьи туристских соревнований "
Программа «Юные судьи туристских соревнований – 3 год обучения» составлена на основе типовой программы Ю.С. Константинова «Юные судьи туристских соревнований», М., ЦДЮТур МО РФ, 2002 г. По сравнению с типовой программой уменьшено количество часов до 216 час. в год, что связано с санитарными нормами, изменены в соответствии с новыми Правилами соревнований по спортивному туризму соответствующие темы, убраны некоторые темы, устаревшие или связанные, например, с лыжным туризмом.
Программа объединения в 2013-2014 г. рассчитана на учащихся 9 – 11 классов, как правило, прошедших курс обучения по программе «Юные инструкторы туризма», активно участвовавших в соревнованиях по спортивному туризму и ориентированию, проявивших лидерские качества и являющихся организаторами туристско-краеведческой деятельности в клубе, школе, помогающих в организации и проведении городских мероприятий. По окончании курса обучающиеся, успешно прошедшие стажировку в качестве помощника судьи, получают звание «юный судья туристских соревнований».
Комплексность данной программы основывается на цикличности туристско-краеведческой деятельности по принципу расширяющейся и углубляющейся гносеологической спирали, должностно-ролевой системе творческого самоуправления и развития самодеятельности обучающихся детей. При этом предполагается концентрация усилий образовательно-воспитательного и тренировочного процессов в четырех основных направлениях:
1. Формирование разносторонне развитой личности
2. Развитие самодеятельности воспитанников на базе создания благоприятных условий для проявления ими инициативы, развития творческого потенциала, ответственности и самовыражения личности в достижении общественно ценных и личностно-значимых целей.
3. Морально-волевая подготовка в процессе выполнения должностных функций каждым членом группы, преодоления специфических сложностей (факторов выживания), возникающих в экстремальных ситуациях.
4. Физическое воспитание и дополнительное образование средствами туризма и краеведения, приобщение к здоровому образу жизни.
Организация учебно-тренировочного процесса по программе предусматривается в течение календарного года (36 учебных недель). Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 академических часа. Основными формами изучения курса являются учебные занятия в спортивном зале, практические занятия на местности, мини-соревнования, учебно-тренировочные выезды, соревнования по технике пешеходного туризма, спортивному ориентированию, а также помощь в организации и проведении соревнований различного уровня.
Воспитательные задачи достигаются методами организации коллективных творческих дел, занятий, мини-соревнований, постоянном участии в организации и проведении соревнований в клубе, школе, учреждении, городе, обсуждения всех мероприятий, во время которых формируются такие качества личности как ответственность, дисциплинированность и т.д.
Состав группы третьего года обучения – 10 человек. Занятия проводятся с полным составом объединения, но при подготовке к мероприятиям делается упор на групповые (2 – 3 человека) и индивидуальные занятия, особенно при прохождении тем, связанных со специализацией (начальной судейской подготовкой).
Теоретические и практические занятия проводятся с привлечением наглядных материалов, использованием новейших методик. Педагог должен воспитывать у учащихся умения и навыки самостоятельно принимать решения, неукоснительно выполнять требования «Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации», «Правил организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской Федерации». Обязательным условием является практическое участие обучающихся в подготовке и проведении соревнований, обучении младших школьников.
Практические занятия проводятся в 1-3-х дневных учебно-тренировочных выездах в любое время года, во время проведения туристских мероприятий, экскурсий, а также на местности (на пришкольном участке, стадионе, в парке) и в помещении (в классе, спортзале). В период осенних, зимних, весенних каникул практические навыки отрабатываются в многодневных профильных учебно-тренировочных полевых лагерях, на соревнованиях и других туристско-краеведческих мероприятиях. Обучающиеся также могут проявить себя в конкурсах исследовательских краеведческих работ, рассказывая об особенностях подготовки и проведения туристско-краеведческих мероприятий. Для воспитанников данного объединения как в общей, так и специальной физической подготовке упор делается на самостоятельные занятия.